Блокадная история и роль в кино
В войну папа был в блокадном Ленинграде, но на мои расспросы об этом времени отвечал сдержанно. Правда, каждый раз, когда мы проезжали по Загородному проспекту мимо здания Военно-медицинской академии (ВМА), (напротив Витебского вокзала), говорил: «Там внизу были наши казармы!» И все.
Между тем, известно, что папа только-только стал курсантом ВМА, и две трети Блокады вместе со своей мамой провел в осажденном городе, а его отец был в это время на фронте. Еще в Первую мировую дед разработал систему передвижных операционных, а во Вторую – двигался с госпиталем вместе с линией фронта. Лишь в самом конце Блокады он смог вывезти семью в Вятку.
Однажды я возмутилась: «Папа, почему ты ничего не рассказываешь нам о войне и блокаде?!»
Он ответил, что слышал от отца, что в НКВД работали «профессионалы», которые по глазам человека определяли, известно ли ему что-то, и если да, то его долго пытали, прежде чем расстрелять. «Я не хотел, чтобы вас мучили в случае, если власть переменится. Поэтому лучше вам ничего о том времени не знать», — объяснял папа.
Один случай о войне он мне все же рассказал.
Осенью 1941 года им вдруг сообщили, что курсантов ВМА на барже могут вывезти из Ленинграда – по Ладоге. Дед договорился, что с папой на этой же барже поплывет бабушка. Едва они поднялись на борт, пришла телефонограмма, что подступают немцы и нужно срочно сгружать врачей на берег и отправить артиллеристов, которые должны были остановить наступление.
Папа вспоминал, как расстроенный, стоял и, глядя на баржу, думал, что уплывает и его надежда уехать, и теперь они с бабушкой, скорее всего, погибнут в блокадном городе. Вдруг начался налет немцев, и первая же бомба попала в баржу, на которой они должны были плыть. Она затонула на их глазах…
Несколько лет назад мой друг режиссер Алексей Козлов предложил мне небольшую роль в фильме под названием «Спасти Ленинград». Сценарий он написал на основе рассекреченных документов о войне.
Я открыла текст и прочла: «Сентябрь 1941 года. На берег Ладожского озера привозят курсантов военно-медицинской и артиллерийской академий…»
Я не стала читать дальше, позвонила Алексею и сказала, что готова сыграть любую роль в его картине. Потому что папа был в тот сентябрьский день на Ладоге, он все видел собственными глазами и это связано с историей нашей семьи.
На тот момент актрисы на роль главной героини, маму которой мне и предложено было сыграть, у Алексея не было. На нее попробовали и утвердили мою дочь Машу.
Из очередного интервью Анастасии Мельниковой, спасибо насикомкам из палаты Театральных шлюхенций. Есть тут настораживающий момент, касающийся блокады. Тогда и картины Айвазовского, имеющиеся у ее папаши в некотором количестве, занимают свое место в пазле.