«На______обрушивается кара, которая, будучи варварской, полностью ими заслужена. <>В этих вопросах нельзя быть сентиментальным. Если мы не будем бороться с ____ они уничтожат нас. Это борьба не на жизнь, а на смерть...“
Вставьте пропущенные слова.
Multiple choice:
(a) палестинцы
(b) евреи
(с) украинцы.
Как вы думаете, когда это написано и кто автор цитаты?
Если затрудняетесь с ответом , подскажу год: 1939.
Автор : нет, не Дина Рубина
и не Дугин.
Это Геббельс.
Поэтому правильный ответ (b)
И нет, то, что цитаты нынешних русскоязычных израильтян, проецирующих и перенесших свои советские травмы и имперскую агрессию в нетронутом виде на израильскую почву, неотличимы от Гебельса, должно сказать о многом.
Но, увы, не скажет.
Не только о нормализации насилия и ужасающем еще больше полном неразличении риторики и самого насилия. Но и о другом.
Об отчаянии. О боли. О репрессивном сознании. О неизлеченной собственной травме. О глубинных деформациях. О неуверенности. Об отсутствии собственного достоинства и потому необходимости самоутверждения за счет другого . Об отсутствии понятия репутации и публичной речи.
Ну и конечно о бесконечном вреде ощущения себя всегда жертвой . И об этом как залоге воспроизведения всего круга насилия. Писала об этом в статье «В защиту уязвимости»(ссылка на полный текст в комментариях):
«Уязвимость – неотъемлемая часть живого: conditio humana, sine qua non. Более того, возможно, это самое первое и самое последнее его свойство. Детеныш рождается уязвимым. Таким же уходит в мир иной любое живое существо.
Уязвимость делает из него потенциальную жертву. Однако не стоит путать уязвимость с виктимностью и тем более с виктимблеймингом. Жертва становится таковой не в силу своей уязвимости, а в силу наличия агрессора, готового этой уязвимостью воспользоваться. Виктимность же – это видение себя в роли жертвы и позиционирование себя в ней.
В овечью шкуру жертвы любит рядиться и агрессор. Это не ново.
(…)репертуар отработан веками и крайне ограничен. Лотман писал об уголовном мире и «представлении обидчика, что он обиженный".
Гораздо менее освоен культурным и историческим сознанием другой простой факт, что жертва и агрессор не только могут быть последовательно одним и тем же субъектом, но закономерно нередко им и оказываются – как в исторической перспективе, так и в рамках одной биографии. Подросшая и окрепшая тварь дрожащая с высокой вероятностью воспользуется любой возможностью право иметь – прежде всего право на насилие, которое в ее сознании и является главным. Феномен дедовщины и преступности детей из неблагополучных семей, история кровавых восстаний и революций говорят нам об этом.»
Неотличимость сегодня цитат Гебельса от некоторых наследников тех, кто чудом выжил в Холокосте, им устроенном и обоснованном— страшное свидетельство.
Оно вопиет. Оно должно , обязано сказать о многом.
Или хотя бы о чем-то.
Но, повторюсь—увы…
За редчайшими исключениями, как и в случае россиян (а это собственно одни люди, одно сознание и один пост-советский континуум), функция самокритики, интроспекции и авторефлексии отключены.
Также полностью неразличимы понятия вины и ответственности. И бесконечные манипуляции Ясперсом и Ханной Арендт — ничего не проясняют, увы.
Тем более в репрессивном российском (постсоветском)?сознании на все это проецируется тень беззакония и постоянного ожидания насилия— и слово ответственность триггерит в головах у выходцев— словосочетание«уголовная ответственность «.
Но ответственность и вина во-первых обращены как векторы в разные стороны. Вина- в прошлое. Ответственность-в будущее. Во-вторых, это действительно разные понятия. Приведу пример; за который сейчас на мою голову обрушатся все те, о ком я и пишу в этом посте.
Вопрос. Кто виноват в чудовищном преступлении против человечества , резне, насилии и запредельной жестокости7 октября 2023 года?
Ответ: однозначно
ХАМАС, террористы и поддерживающие их (в том числе РФ)
Вопрос. Кто ответственен за то, что случилось 7 октября 2023 ?
Ответ: правительство Израиля.
Открыть границу (Израиль не знал , с кем они соседи в 2023 году? Не верю) и не смочь организовать защиту или вовсе посылать армию и чтобы первые солдаты появились на месте преступления спустя 6 часов после бесконтрольной резни и никак за это потом не отвечать? Не спасти заложников, дать растерзать младенцев, сорвать все сделки и вести бессмысленную без всякой стратегии войну в результате обернувшейся в основном против гражданского населения?
И нет, это не виктимблейминг. А нормальная ответственность. Если я пущу своего ребенка в вольер с тиграми, виноваты будут тигры , но ответственность моя. И да, я взрослый человек и знаю, что тигры это тигры, а не овечки. И обязана защитить от них своего ребенка с запасом.
Израиль возник не вчера и не пустом месте. Израиль пережил и предотвратил уйму террористических атак за свою историю , и при этом всегда боролся за жизнь каждого своего гражданина (вспомним блестящие точечные операции моссад ) и именно этим, говорили израильтяне, мы отличаемся от соседей. Перефразируя Голду Мейер : мы любим своих детей больше, чем ненавидим своих врагов.
И что теперь?
Ни одна из целей войны не достигнута. Я с первого дня задала тут в сети простой вопрос: что в приоритете— жизнь заложников или уничтожение очага терроризма? Потому что это не одна и та же задача: обе важные. В какой
последовательности это будет происходить?
Боже; какой шквал ненависти обрушился на мою голову. Но сейчас спустя два года именно эта развилка ясна как никогда. И адские игры Нетаньяху вокруг этой двойственности тоже.
Да еще и проиграть в пух и прах информационную войну, хотя все симпатии и сочувствие было и должно было быть на стороне жертв и заложников. А затем списать все на мировую кулису и антисемитизм, ну и заодно дискредитируя по ходу всю деколониальную работу и скатываясь в совершенно допотопный пещерный имперский колониализм, клеймя «леваков» и не давая себе труда даже задуматься о собственной роли, риторике и ошибках?
К чему это привело на западе?
К восстанию молодых, которые нутром чувствуют ложь. И то, что их тащат назад в пещеры. И нет, они понятия не имеют ничего о реальной Газе и Палестине и даже об Израиле. Для них это всё placeholders разговора о другом: о праве на уязвимость. И защиту его. Ровно то, что с таким пафосом отрицает поколение пост-советских отцов . И дающим им фору в людоедстве матерей.
Но даже сейчас вместо просвещения, объяснения несовместимости архаичных радикальных моделей семейного насилия с любой свободой, вместо работы на сочувствие (а это поколение показало, что эмпатия его сильная сторона), вместо привлечения внимания к насилию над женщинами, к чудовищному положению заложника в туннеле и его семье, сами израильтяне продолжают упорно вредить Израилю: риторика оголтелых русскоязычных неотличима от их противников.
Да еще «не верь глазам своим».
Соревнование в обвинениях в фейках. Полная дискредитация изображения. Как можно, имея два глаза , а в голове две извилины, продолжать постить толстых теток и утверждать, что все репортеры мира, врачи и правозащитники сошли с ума/врут/антисемиты и никакого голода среди населения Газы (беднейшего; естественно, а не зажравшейся верхушки Хамас) нет и не было, что несмотря на подтверждение фактов. Кричать , что цахал этл воины света и никто никогда не ошибается и что некоторые его солдаты не озверели и не громят дома, не расстреливают очереди за едой или медицинские конвои (увы, все эти факты доказаны и подтверждены)— ведь это не только абсурдно и контрапродуктивно и откровенно вредит Израилю. Я уж не говорю о подогретой ненависти в следующих поколениях— ведь именно это вы сами и называете как главную экзистенциальную угрозу Израилю. Где логика?
Как и отрицание дискриминации и оккупации и нарушений международного права прежде. И того, что позволяла себе израильские солдаты на оккупированных территориях.
Сын моего знакомого покончил с собой после службы в израильской армии на «территориях». В его обязанности входило блокировка членов семьи во время рейдов на палестинские дома -/ предполагаемых, но редко доказанных террористов. Чего там насмотреться — можно только догадываться… но прекрасный мальчик покончил с собой сразу после службы. И это тоже жертва, ответственность за которую на правительстве и политике Израиля до всякого 7 октября.
Но речевками объясняться проще. Объявлять одни фотографии фейками, а другие призывом к человечеству одуматься . И наоборот.
Обращаться к дефинициям ООН , что такое голод и геноцид и стоять с линейкой, когда это касается «их» детей и кричать до небес, когда «нас».
И при этом — я полностью понимаю: все это не аберрация, а норма. Человеческая природа.
Человек пристрастен, если он не социопат, и это залог отношений: у любого и любой есть свои прио, свои близкие и любимые и просто те, кого он или она воспринимает как «своих».
И да, это разные люди и разные группы людей.
Я не буду никак опровергать украинцев, поддерживающих Израиль, это делает им честь, учитывая как вел себя Израиль по отношению к Украине, как голосовал против резолюций, какие нарративы , неотличимые от путинских, проводили и проводят многие русскоязычные израильтяне, да и хор. il, быстро переобувшиеся из хор.ру — ничем не помогли и не помогают Украине (Дина Рубина с ее оглушительным молчанием о вторжении и подспудными анти-украинскими высказываниями о «жовто-блакитных» «капо» и «наци» — и тут выразительница типичного мнения- безнадежно советских израильтян определенного поколения) .
Если считать, что история Израиля и этого конфликта— не только военного, но и цивилизационного, началась 7 октября, то да, провести параллели с российским вторжением в Украину легко. И что украинцы ощущают это так и проявляют солидарность— говорит очень хорошо. Но увы, мы знаем, что если рассматривать под лупой любую часть слона, это не дает представления о слоне. История Израиля не началась 7 октября 2023 с чудовищной атаки ХАМАС. Это просто факт. Желающие изучить эту историю, могут это сделать. Не желающие— могут продолжать жить со своими проекциями. И требовать их пересмотреть под еженощными российскими бомбардировками — бестактно , если не бессовестно. И это точно дело самих украинцев.
Но общего у этих двух войн только то, что это войны. Всё.
Остальное всё разное.
И я лично сегодня ощущаю свои лояльности иначе.
Да, у меня родственники и связи исключительно в Израиле. Я не знаю лично ни одного палестинца или палестинки из Газы. Я всю жизнь ассоциировала себя с израильской стороной. Я была в шоке от 7 октября. Я десятки раз пересматривала кадры с танцующими на рассвете мальчиками и девочками, которых через несколько минут или часов уже не было в живых.
Но сегодня — особенно в свете пересмотра моего отношения к российской идентичности именно этот опыт и этот конфликт интересов в первую очередь и заставляет меня сомневаться в оголтелой праведности сторонников парковок и химических кислотных реакций. И мне куда ближе протестующие каждое воскресенье израильтяне с портретами убитых в Газе детей. Потому что именно эти люди, а не людоеды, для меня символ и залог демократического цивилизованного государства Израиль, признающего два государства, но не допускающим адских игр с террористами и манипуляций с заложниками—цивилизованным демократическим государством, каковым я его всю жизнь и считала.
И чем больше я получаю проклятий и обвинений в антисемитизме от http://xn--n1aen.il/, а на самом деле, часто просто переобувшихся хор.ру по всему своему менталитету— тем больше это укрепляет мою уверенность, что эти люди и эта риторика— вчерашний день.
Что империи и агрессии умирают сначала в голове.
У тех, кто способен ею пользоваться — при жизни. У тех, кто безнадежно законсервирован — вместе с головой. Так уходят поколения , сменяются нормы, формируются в болезненных сломах эпох новые нормы и социальный консенсус. То, что было нормой, от рабовладения до отношения к женщине, например, —перестает таковою быть.
Ошибка думать, что человечество движется само по восходящей спиральной лестнице цивилизации и гуманизации. Ничего подобного. Подниматься вверх тяжело, на откат вниз не требуется много усилий. Как и на растление любого общества и нормализации первобытных инстинктов ксенофобии, гомофобии, шовинизма, мачизма и многого другого.
Любые изменения и любой прогресс
всегда происходит не сам по себе, а чьими-то усилиями— и жертвами— происходит чудовищно медленно, не поступательно и с невозвратными жертвами.
Нормально ли миру сочувствовать голодающим палестинцам и особенно детям в 2025 году?
Ответ : да
Нормально ли ничего при этом не говорить об израильских жертвах 7 октября 2923, об изнасилованных девушках , о надругательстве над телами, о расстрелах целых семей в упор, и о пытках заложников?
Ответ: нет
Нормально ли не сочувствовать палестинцам, если у тебя убили и изнасиловали дочь или подругу или держат сына или мужа или просто твоего соотечественника два года в пыточных условиях без света и почти без еды в туннеле и заставляют на камеру копать себе могилу?
Ответ: да, нормально не сочувствовать тем, с кем ты ассоциируешь страдания и смерть своих близких.
И в обратную сторону это работает точно так же: после того, что Израиль творит с населением и детьми Газы.
И даже ненавидеть нормально.
Нормально ли при этом желать растворить их детей в соляной кислоте?
Ответ: не знаю, желания и чувства человека в крайнем отчаянии от потери близких и насилия над ними не подлежат НИКАКОМУ изменению извне.
Нормально ли говорить писателю об этом публично и выдавать за новую норму и форму цивилизации ?
Ответ: категорически нет.
И вовсе не потому, что от этого пожелания что-то зависит в реальности, а потому что допустив это, происходит безвозвратное стирание границ собственной личности и человека в себе. Забудем даже про писательские таланты, если они и и были— это вторично.
Вспомним цитату в начале этого поста— если туда можно подставить кого угодно— значит разницы между любовью к собственным детям и ненавистью к чужим уже окончательно стерта.
И совершенно прав Рамазан Аплаут
“Слова Дины Рубиной звучат пугающе схожими с риторикой радикальных исламистов, мечтающих стереть Израиль с карты мира. Самое тревожное — не только сама эта риторика, а то, что Рубина продолжит появляться в русскоязычных медиа. В этом пространстве по-прежнему не существует института репутации: скандальные высказывания не влекут за собой последствий. Поэтому она останется "рукопожатной", а её будут продолжать представлять с почтением — как писательницу. Это ненормально.”
И да, я сама часто испытываю ненависть: я смотрю на эти лица убитых в своих домах киевлян— читаю о них и да, испытываю ненависть и мечтаю увидеть летящие на Кремль ракеты.
И нет, я никогда и нигде не желала и не желаю растворять российских детей в чем-то или производить на месте их домов бетонно-строительные работы. Не потому что я такая добрая и хорошая, а потому что я не дам себе перейти эту черту. До тех пор, пока ракета не прилетит в моего ребенка. Дальше я не знаю. И надеюсь не узнать.
И поэтому я априори сочувствую
любому украинцу, который лично или в сети (сеть— идеальная площадка, своего рода ву-ду) этого пожелает и не берусь близко опровергать право на эти и любые другие чувства.
Но публичный и общественный дискурс и этика— это другая область.
К счастью, именно украинское общество задаёт здесь высочайшую планку. Как и ВСУ, прицельно и последовательно бьющее по военным целям РФ , откуда в Украину летит смерть, но никогда пр гражданским объектам. То же касается отношения к военнопленным и соблюдению Женевских конвенций. Хотя можно только догадываться, чего и каких усилий стоит это соблюдение после всех видео расстрелов россиянами безоружных, отрубания голов и других органов, после освидетельствования эксгумированных тел и свидетельств о нечеловеческих запредельных пытках, которым украинцы подвергаются в колониях РФ и в подвалах на оккупированных территориях.
И поэтому возвращаясь к принципиальной разнице вины и ответственности.
Вина — как расползающееся по ходу войны страшное кровавое пятно— сначала на Путине, на его окружении, потом на армии карателей, оккупантов, но теперь и просто на пушечном мясе и на всех, кто своими налогами и молчанием и смотрением в другую сторону и вкладом в нормализацию этих преступлений становится их соучастником . И чем дальше— тем этот страшный круг будет расти.
Ответственность же с первого дня вторжения — на всех нас. Современниках. И соплеменниках.
Хотя бы и бывших.
И то, что мы не знали, частью какой страшной империи были или поняли это слишком поздно— не снимает, а добавляет этой ответственности.
И к израильтянам.ру это тоже относится.