Очень важно взглянуть на колониализм глазами его жертв; это особенно необходимо при обсуждении российского колониализма, который направлен на лишение их независимого голоса.
Поэтому среди участников курса будут люди, которые смогут рассказать, как российская колонизация повлияла на их народы.
Российский колониализм также уделяет особое внимание культуре, поэтому мы рассмотрим колониальный язык и его значения в литературе, кино и других видах искусства. Особое внимание будет уделено механизмам сохранения колониальной парадигмы, включая роль славистики. Колониализм - это всеобъемлющее явление, затрагивающее все аспекты жизни и сознания. Поэтому мы будем анализировать психологию, социологию и экономику колониализма. Наконец, мы обсудим выход из колониальной парадигмы и, в частности, вопросы колониальной вины и ответственности.
Курс требует активного участия и тесного сотрудничества между студентами и преподавателями. Поскольку российский колониализм редко изучается в академических кругах, мы вместе будем исследовать эту про большей части неизведанную область.
ТЕМЫ КУРСА
Колониальное мировоззрение
Михаил Юданин
Колониализм как явление: Виды и аспекты колониализма
Последствия колониализма
Оправдания колониализма
Философское осмысление колониализма:
Логика и практика доминирования
Субалтерн
Идентичность
Белая привилегия
Белая хрупкость
Литература
Chakravorty-Spivak, “Can a subaltern speak?”
Diangelo, White fragility
Macaulay, Minute on Indian Education
Ориентализм
Диалектика господина и раба
Франц Фанон: колониализм как психическое расстройство
Литература
Said, Orientalism
Гегель, Господин и раб, Феноменология духа
Frantz Fanon, “The Black Man and Hegel” and “By Way of Conclusion” from Black Skin, White Masks
Колониальная матрица власти
Колониальность бытия и гендера
Некрополитика
Деколониальность
Литература
Tlostanova & Mignolo, "Global Coloniality and the Decolonial Option"
Mbembe (2003), "Necropolitics", Public Culture 15(1), pp11–40
История и современность российского колониализма
Ничего о нас без нас
Принципиальное значение для понимания российского колониализма имеет взгляд его жертв. Здесь собраны свидетельства представителей разных колонизированных Россией народов.
Игорь Кравец, Два города двух империй. Как развивался польский и русский антиукраинский нарратив
Литература
Володимир Півторак, "Одеса, якої ніколи не було: 12 міфів про місто" in:
Иван Бунин, Окаянные дни
Исаак Бабель, Одесские рассказы
Іван Липа, Війна, смерть і любов
Святослав Караванський, Моє ремесло
Сергій Плохій, Загублене царство. Історія «Русского мира» з 1470 року до сьогодні; The Gates of Europe. A History of Ukraine.
Ярослава Верменич, "Південна Україна на цивілізаційному пограниччі"
Лариса Якубова, Володимир Головко, Яна Примаченко, "Русский мир на Донбасі та в Криму: історичні витоки, політична технологія, інструмент агресії" i
Федір Турченко. Проєкт «Новоросія» і новітня російсько-українська війна /
Giedroyc a Ukraina. Ukraińska perspektywa Jerzego Giedroycia i środowiska paryskiej „Kultury”
Paweł Kowal, Jan Ołdakowski. Nie jesteśmy ukrainofilami. Polska myśl polityczna wobec Ukraińców i Ukrainy. Antologia tekstów
Айнаш Мустояпова, История колонизации и проблемы деколонизации Казахстана
Литература
Said (1978), Orientalism
Hall (1989), "Cultural Identity and Diaspora"
Хальбвакс (2005), "Коллективная и историческая память".
Alexander (2004) "Toward a Theory of Cultural Trauma"
Майрбек Вачагаев, Кавказская карта в Российской политике завоевания, или Северокавказский барьер на пути продвижения на юг Российской Империи
Владимир Хамутаев, Исторические и социальные последствия вхождения бурят-монголов в состав Российской Империи
Руслан Габбасов, История колонизации Башкортостана и башкирского национально-освободительного движения
Колониализм и культура
Катя Марголис
Языки колонизаторов и языки жертв
Языки колониализма и сопротивления: вокабуляр и прагматика
Прилагательное “великий”. Конструирование имперского мифа.
Инструментализация языка, литературы, культуры и истории как средство колонизации
Топонимика колониализма: смена имен
Шовинизм, мизогиния и другие формы дискриминации как субстрат имперства. Их отражение в языке и культуре и стратегии сопротивления
Литература
Joseph Errington, “Colonial Linguistics”, Annual Review of Anthropology, Vol. 30 (2001), pp. 19-39
Литература и колониализм
Русская литература и империя: от Пушкина до Бродского
Империя и колонии: субъекты и объекты в литературе
Деколонизация знания. Изучение предмета: методы и риски
Интеллектуальная мета-колонизация: русистика и ее изоморфность предмету изучения
Интеллигенция и колониализм
Литература
Ewa Thompson, Imperial Knowledge: Russian Literature and Colonialism
Olga Bertelsen, Joseph Brodsky’s Imperial Consciousness
Edward Said, Orientalism, Culture and Imperialism
Тексты для разбора:
Стенограмма Лиссабонской конференции 1988 года
Владимир Жаботинский, “Русская ласка”, 1913
Бродский, “На независимость Украины”, “Стихи о зимней кампании 1980 года”
Пушкин «Полтава», «Клеветникам России»
Лермонтов, “Спор”, «Герой нашего времени»
Kipling, “The White Man’s Burden” (по-английски)
И другие произведения классической русской и мировой литературы
Alain Besançon, préface au live de A. Amalrik, Fayard, 1970 (по-французски)
Oksana Zabužko, Il viaggio più lungo, Einaudi, 2022 (по-итальянски)
Дополнительный материал: видео-свидетельства, case studies, фильмы, возможны дополнительные встречи-беседы онлайн по желанию. Guest speakers/volunteers to be defined.
Колониализм и культура
Юлия Хазагаева
Кино как зеркало империи. Образы нерусских народов в советском и российском кинематографе. От "Кавказской пленницы" до "Брата"
Айман Экфорд, "Война с террором": западная риторика на службе российского колониализма
Литература
Ayman Eckford, Fighting on two fronts: Chechen activists in the West
The time loop: the memory of the Crimean Tatars genocide in 1944, the repetition of Russian anti-Crimean Tatar propaganda through history, and the threats of the new genocide in Crimea
"War on Terror" and the Ukrainian patriotic war
Кино как зеркало империи
дискуссия
Инна Пархоменко, Балет. Великий? Русский??? Развенчание мифа
Лекция не записывается
Общество с колониальной историей
Владимир Понизовский
Этнические иерархии, стереотипы
Реалистический конфликт, символический конфликт
"Белая привилегия" / интернализированные предрассудки
Насилие
Литература
Bessudnov, A., & Shcherbak, A. (2020). “Ethnic discrimination in multi-ethnic societies: evidence from Russia”
Peggy McIntosh, “White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
Неравенство:
Устойчивость неравенства (на уровне семей, этнических и религиозных групп, географических регионов, nature & nurture)
"Порочные круги", экономические и политические институты неравенства
Общественные последствия неравенства
Литература
Кооператив распределенного сознания. Почему колониальное вторжение — это структура, а не событие.
Acemoglu, D., & Robinson, J. A. (2017). “The economic impact of colonialism.” The Long Economic and Political Shadow of History
Barone, G., & Mocetti, S. (2021). “Intergenerational mobility in the very long run: Florence 1427–2011”
Деколонизация:
Участвовать или нет? Идентичность в метрополии и периферии, эмпатия, самоэффективность, ответственность.
Групповые эмоции
Колониализм и Критическая Расовая Теория
Reconciliation projects
признание вины, извинения, репарации
Примеры и теории коллективного действия
Литература
Fischer, M. (2011). Transitional justice and reconciliation: Theory and practice.
Radke, H. R., Kutlaca, M., Siem, B., Wright, S. C., & Becker, J. C. (2020). “Beyond allyship: Motivations for advantaged group members to engage in action for disadvantaged groups” Personality and Social Psychology
Деколонизация сознания: Вина и ответственность
Михаил Юданин
Вина и ответственность
Историческая вина
Коллективная ответственность потомков
Исправление последствий преступлений прошлого
Ответственность перед будущими поколениями
Литература
Ясперс, Вопрос вины
Арендт, “Личная ответственность при диктатуре”, “Коллективная ответственность”
ФИНАЛЬНАЯ РАБОТА КУРСА
Курсовая по теме (исследование) или разработка методического пособия по деколонизации для учителей или учебного пособия для учащихся средней школы (форма проекта по согласованию с преподавателями — методическая разработка, наглядное пособие, графическая презентация, “карточки”, видео-проект, мини-курс онлайн, сайт и тп)
ФОРМАТ КУРСА
Объем: 15 занятий по 3 часа, одна встреча в неделю
Занятия будут проводиться через Zoom
При необходимости, можно встретиться с преподавателем в неурочное время
Язык
Курс проводится на русском языке с использованием терминологии на английском и других языках. В дальнейшем возможно проведение курса на английском.
Литература – на английском и русском языках. При возникновении такой потребности, студенты могут пользоваться доступными им переводами на другие языки.
Работы можно подавать на английском, русском или украинском языках.
КОМУ ПОДОЙДЕТ ЭТОТ КУРС
Курс подойдет всем, кто интересуется колониализмом в контексте России. Требуется владение английским языком на уровне прочтения научной статьи.
ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ
Подготовка к занятиям: изучение материала
Активное участие в занятиях (20% от общей оценки)
Курсовая работа или проект (80% от общей оценки)
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС
Чтобы записаться на курс, нужно послать мотивационное письмо
Мотивационное письмо должно ответить на три вопроса:
Почему Вас заинтересовал этот курс?
Какие знания/опыт в области, которой посвящен курс, у Вас уже есть?
Как Вы собираетесь использовать идеи, которые возникнут у Вас по ходу курса?
Решение о приеме будет принято преподавателями курса на основании мотивационного письма и количества желающих приянть участие.[/url]